Цены вкрутую

28 сентября в Департаменте сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли прошло заседание региональной комиссии, целью которого был мониторинг цен на продовольственном рынке Вологодской области и принятие своевременных мер по их регулированию.

 

Главным образом была поднята проблема повышения стоимости куриных яиц. Только в период с конца августа до начала сентября оптовая цена десятка яиц подскочила с 15-19 до 29 рублей, а цены на прилавках увеличились вплоть до 45%.

Согласно докладу директора по продажам Вологодского Центра птицеводства Юрия Григорьева, одной из самых существенных причин стало аномально жаркое лето 2010 года, значительно осложнившее обстановку в сельском хозяйстве.

  • Из-за жары пострадало производство кормовых культур, что подняло их цену в 1,5 раза. При том, цена на корм составляет около 70% себестоимости куриных яиц.
  • Жара губила не только посевные, но и само поголовье кур - падёж в хозяйствах Центрального округа исчислялся сотнями голов. Даже кратковременного дефицита было достаточно, чтобы поднять цену на яйца, это было первым шагом повышения цены.
  • Жаркая погода способствовала сезонному оттоку населения из крупных городов, что ощутимо сбавило спрос на яйцо.
  • Подорожала и тара. Теперь на упаковку десятка яиц тратится 1,25 рубля, что на 30% больше чем в ранние периоды.

 

Прежде чем говорить о том, каким образом решать такую проблему, нужно понять, какова на сегодняшний день себестоимость десятка яиц. Оказывается, сегодня эта цифра составляет 35-38 рублей. В основном, производители работают себе в убыток, ведь отпускать продукцию в магазины приходится по гораздо меньшей цене. Из-за специфики хранения яиц, летом отпускная цена может снизиться до 10-15 рублей. До приемлемого уровня цена поднимается только к Пасхе. Ситуация с прибыльностью осложняется ещё и объёмом ввозимых продуктов птицеводства, ведь ввозимых яиц на вологодском рынке продаётся столько же, сколько и местных. К проблемам, которые необходимо решать для контролирования цены, нужно относить как колебания цен в течение года, так и политику торговых сетей.

Юрий Григорьев объясняет, что вопрос решить можно, но если заинтересовать торговые сети. Необходимо сделать единую годовую отпускную цену на яйца, что как минимум позволит контролировать торговую наценку. Такое решение будет полезно и производителю, он сможет основывать работу на стабильном и понятном расчёте на будущее. Нужно рассчитать выгодные как для птицефабрик, так и для магазина цифры и закрепить их. Юрий Анатольевич уверен, что можно найти решение, на которое магазины будут согласны.

 

Сейчас регулировать наценку крайне сложно, как и находить общий язык с торговыми сетями. Даже уменьшение отпускной цены не обязательно приводит к уменьшению рыночной стоимости.

 

Мы обсудили с Юрием Анатольевичем, возможно ли уменьшение рыночной цены на яйцо в случае, если ввозимого яйца будет меньше. Увеличение объёма поставок вологодских фабрик поможет отказаться от посредника – оптовика – и поставлять продукцию прямо в магазины. Что это даёт? Приведём пример, 1 – имеющаяся схема, 2 – схема без посредника.

1. Производитель -> (18 р.) -> Оптовик -> (25 р.) -> Магазин (40 р.)

2. Производитель -> (20 р.) -> Магазин (35 р.)

Вторая схема делает возможным повышение отпускной цены и понижение рыночной.

 

От себя можем сказать, что ввозимые яйца должны приобретаться с великой осторожностью, так как такая продукция часто не соответствует требованиям по срокам годности и условиям транспортировки. Увидеть на ввозимых яйцах дату производства и маркировку производителя – большая редкость. Почему торговые сети привозят в Вологду чужие яйца, когда в области есть всё необходимое, чтобы обеспечить весь рынок? Ответ понятен – по разным причинам, производители из других регионов стремятся сбыть свою продукцию побыстрее да подешевле. Вологжанам есть смысл относиться более критично к такой продукции.

 

Даже во время обсуждения предложенных мер возникает множество вопросов, а на деле их ещё больше. Время покажет, к каким выводам придёт комиссия. В настоящее время продолжается мониторинг ценовой ситуации в области, которым занимается Департамент сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли.

Екатерина Лихотина